?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

МТС vs интуит

Прочитал причитания Натальи Кирюшкиной (http://smart-lab.ru/blog/27733.php), которая уволилась что бы торговать и слила депозит. Девушку конечно жаль, что тут посоветуешь, идти работать только. Затем почитал интервью Горчакова, которого я глубоко уважаю. Но об этом в другой раз.
В связи с этим родился, увы, довольно жесткий пост. Но не жестокий, прошу заметить, я никакого злорадствования не испытываю, просто мой взгляд. Главный вывод- выделен в конце поста, если кому читать лениво )
Наташа являет собой хороший пример не системной торговли. Любой, кто торгует руками не строго формализованный набор правил- торгует не системно. Если же набор правил формализован, то стоимость его примитивной роботизации 5 000 рублей. Если роботизация не возможна, значит нет формализации. Более того, даже строго формализованный набор правил бывает довольно тяжело (психологически) исполнять руками. Герчиковцы хвастают «алгоритмом», я его видел, это полный булшит, а не алгоритм. Алгоритмом может называться только то, что поймет как инструкции компьютер. 
Доказано психологами (опытным путем), что эмоциональное состояние человека напрямую влияет на принимаемые им решения, иначе говоря на то, каким он сегодня видит мир. Вплоть до того что вчера человек был намерен сделать одно, а сегодня сделал совершенно иное. Медитации, таблетки это все фигня, это способ обмануть мозг, но не сознание.
Отложим в уме эту инфу и посмотрим на суть системного трейдинга. Мы торгуем стратегию обладая знанием о положительном мат ожидании нашей торговли, это мат ожидание будет реализовываться когда мы много раз будем повторять одно и тоже испытание, то есть сделку. Ключевое слово тут ОДИНАКОВОЕ испытание. Человек который смотрит какие то индикаторы/каналы или что то иное  принимает решение о входе/выходе из сделки каждый день например. Когда он проснулся в плохом настроении он будет видеть мир через призму этого настроения и торговать «систему с плохим настроением». С хорошим настроением- другую систему, с нейтральным- третью итд. Хочет он этого или нет, успокаивает ли себя разными теориями и техниками самоконтроля, но подсознание и гормональный обмен не наебешь.
Так вот. Преамбула окончена, теперь цимес. Я собственно не говорю что один подход лучше а другой хуже. Суть поста в другом, в оценке результатов. 
Ожидать от этой системы статистически значимых результатов просто невозможно. Дистанция сделок набирается постоянно по «разным системам». В итоге, невозможно ведь сказать, слила Наташа из за того что у неё плохая торговая система, или из за того что ей просто не повезло и случайность торговли (не системность подразумевает случайность) сыграла с ней злую шутку. Тоже самое и в случае профитных систем, в результате работы этой системы невозможно сказать связан ли этот успех со случайностью или с профитной торговой системой. Помните как у Талеба написано- если посадить за печатные машинки бесчисленное множество обезьянок, одна из них напеачтает известное стихотворение с очень большой вероятностью.
Это одно из главных преимуществ системного трейдинга- адекватная оценка результатов. Вы можете оценить именно торговую логику и не думать о том, правильно вы её исполняли или нет. 
Ciao.
PS. Я кстати в этом плане не эксклюзивен, на пути к своим убеждениям- слил 2 депозита :) Говорю честно, ибо не стыжусь этого. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 
Даже рабочий у станка прежде чем стать безупречным 6м разрядом будет запарывать болванки. Чего уж о нашей сфере говорить.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
garic1
Dec. 27th, 2011 01:13 pm (UTC)
Девушка, я так понимаю, торговала среднесрочно фьючем на РТС сидя в сделке по нескольку дней. Т.е. несколько сделок в месяц, десятки - за год.

"одно из главных преимуществ системного трейдинга- адекватная оценка результатов"

Действительно адекватная? :) С несколькими десятками сделок?
Фьюч РИ ликвидно торгуется всего 5 лет. При этом меняются не только фазы рынка, структура игроков, но и внешние условия (раньше вечёрки не было, потом ввели ммвб з 10 утра, потом зимнее время перестали переводить, щас в связи с объединением ещё чего придумают...)

Edited at 2011-12-27 01:15 pm (UTC)
trader_notes
Dec. 27th, 2011 01:49 pm (UTC)
Возьмите газпром или сбербанк, по ним есть глубокая история и корреляция с индексом в районе единицы.
Вообще, это уже технические вопросы, решаемые.
roman_paramonov
Dec. 27th, 2011 03:56 pm (UTC)
главное братва выручила - в ммм аккаунт открыли...
jest_trader
Dec. 27th, 2011 08:06 pm (UTC)
Фигня полная. Вообще имхо те, кто сравнивает роботов и торговлю руками - просто не понимают что такое торговля руками. Вообще не понимают!
trader_notes
Dec. 27th, 2011 08:36 pm (UTC)
Ну так поясни, "чай не лаптем щи хлебаю", пойму )
jest_trader
Dec. 27th, 2011 09:48 pm (UTC)
В общем случае робот забирает с рынка регулярно повторяющуюся неэффективность - надежнее всего это арбитраж и работа маркетмейкеров. Можно cделать трендового робота, но меняется волатильность и еще фиг знает что - и надо писать нового.
А руками торгуется понимание происходящего на рынке. Как это бывает лучше всего в "Воспоминаниях биржевого спекулянта описано".
Но из моего личного опыта - тем, rто любит роботоd, особенно трендовых? не объЯснить что такое торговля руками :)
Ну не могу я найти таких слов :)
trader_notes
Dec. 28th, 2011 06:22 am (UTC)
"Ну не могу я найти таких слов :)"

Да вот то то и оно )
в "воспоминаниях" не написано правда, что Джесси Ливермор (ставший прототипом книги) несколько раз полностью разорился, а после очередного решил не продолжать и покончил с собой.
Прекрасная иллюстрация.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 06:33 am (UTC)
Блин, ну при чем тут слился - не слился. Ну не работают в принципе роботы на 2-3 эшелоне, там и ликвидности нужной нет. Или же когда решение принимается на базе экономической ситуации. Простейшие примеры из недавнего прошлого - понимание в июле что пришел долговой кризис и поэтому работа только от шорта до середины осени, или же шорт евро на проблемах еврозоны. Люди из банковской сферы еще неплохо заработали когда продавали Россию не так давно когда она падала при том что запад не падал и даже рос - просто потому что ну нет у нас ликвидности.
Я блин вообще не понимаю слова "интуит". Есть слово "дебил" - это коглда человек торгует руками не изучая вообще ничего первые 2-3 года торговли. А потом, если он учился, он уже много чего знает и понимает. Роботы же не понимают вообще ничего. И их пишут люди.и годятся они только для надрачивания самых ликвидных инструментов.
В такой сфере, как управление портфелями или те вещи, котрыми занимаются Баффет и Сорос - роботы вообще ни о чем. Если такие простые вещи непонятны, то имхо годы на рынке прошля зря и пора на завод! Родина ждет! :)))
trader_notes
Dec. 28th, 2011 07:02 am (UTC)
"В такой сфере, как управление портфелями или те вещи, котрыми занимаются Баффет и Сорос - роботы вообще ни о чем. Если такие простые вещи непонятны, то имхо годы на рынке прошля зря и пора на завод! Родина ждет! :)))"

Ирония зачтена ) Правда в упомянутом втором эшелоне ни Сорос ни Баффет своих миллиардов не разместят кроме как:
инвестирования по принципу Баффета - купил на 100 лет и авось черный лебедь не клюнет в жопу, это конечно от большого ума. Тупо повезло, что в 200 лет тренда родился и начал вкладывать перед самым его значительным рывком :)

Что касается Сороса, то он использует разные модели, и это модели научного подхода. Роботы или не роботы заключают сделки не важно, важно что генерирует сигнал и как он исполняется.
Или например фонд ренессанс технолоджис: под 20 млрд объёмом, 250 научных работников, ни одной ручной сделки за 20 лет существования.

Как раз если ты думаешь что робототорговля не масштабируется на большой капитал, то ошибаешься от незнания что такое большой капитал и как с ним работать ) Есть такая вещь как OTC. По разным оценкам в 50-70 раз ликвиднее, чем биржевой стакан ;)
trader_notes
Dec. 28th, 2011 07:05 am (UTC)
И ещё заметь. Я не сравнивал роботов и ручную торговлю как "это вот хуже", а "это лучше"! Это ты начал делать по непонятным мне причинам. Ты не понял суть поста. Я говорил только об одном, адекватная оценка результатов (хороших ли плохих ли, не важно) возможно только в системном подходе. В ручной торговле я спишу на случайность результат любого управляющего за сколь угодно лет и даже запросто это докажу.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 07:13 am (UTC)
Я тоже не сравнивал, более того, первое же мое сообщение "те, кто сравнивает роботов и торговлю руками - просто не понимают что такое торговля руками". Торговля роботами - это отдельный подвид торговли, вот и все.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 07:21 am (UTC)
Рынок это хаос - доказано математиками :)
Кстати, мне очень нравились посты Атамана - говорят самый гениальный трейдер современности, математик. Увы, рано умер.

Системно что-то пытаться оценить в этой сфере кроме роботостроения - это как пытаться оценивать мастерство музыкантов математическими методами. Профи поймет у кого есть класс, а у кого нет без всяких системных оценок.
trader_notes
Dec. 28th, 2011 07:34 am (UTC)
Ты сам то это доказательство видел?:)
Это любители теории эффективного рынка утверждают что рынок хаос. Ни фига это не хаос, если рынок=хаос, то абсолютно все результаты полностью случайны, в т.ч. и твои ) А если в хаосе появляется что то не случайное, то это уже не хаос. Такая вот логика простая.

Если без особых деталей, то опираются они все на исследование Кендала, но Кендал исследовал стационарный, нормально распределенный процесс. Рынок же это процесс не стационарный и уж точно не нормально распределенный.

Посты атамана бегло читал, гениального для себя ничего не вывел. Там вопросов больше чем ответов. Может надо перечитать, не знаю.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 07:43 am (UTC)
Я математик по образованию, и теория хаоса у нас была в институте. Кстати, анализ как раз истории рынка - была одна из основ создания этой теории. Хаос это не абсолютный беспорядок, это особый, но непрогнозируемый порядок :)
Никто не возьмется прогнозировать движение одной молекулы газа, между тем это движение все-таки происходит по некоторым законом и описывается фракталом Лоренца.
trader_notes
Dec. 28th, 2011 07:54 am (UTC)
Теория хаоса это не наука и даже не доказанная теория )
Но в целом посыл понятен- роботы тупые, люди умные.
Обратный посыл это не отменяет- люди эмоциональны, роботы хладнокровны.
А что бы робот не слил в говно нужен фреймворк который анализирует его работу, точно такой же коим является руководитель трейдера.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 08:02 am (UTC)
Не совсем так насчет тупых роботов, они сами не адаптируются, но зато могут молотить много сделок если видно как их автоматизировать.
Ну если Вы видели интервью роботостроителей (я видел робот-аспирант год назад и робот команды юнайтед трейдерс сейчас). Так вот они говорят, что _КАЖДЫЙ ДЕНЬ_ что-то подкручивают в роботе и работают там целые команды. И как говорил тот же Горчаков, в роботостроении нужно максимизировать количество сделок, в ручном трейдинге наоборот. Чем меньше сделок, тем качественнее результат.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 08:04 am (UTC)
Теория Хаоса уже полноценный раздел математики, который появился как раз как ответ на такую вот реальность.
jest_trader
Dec. 28th, 2011 07:50 am (UTC)
Есть кстати очень хороший пример - береговая линия океана, почти полностью фрактальна - самоподобие на самых разных масштабах и кажущаяся повторяемость :) Но попытки на базе одного километра береговой линии сказать, что будет на следующем километре по понятным причинам обречены на провал :) Хотя есть вероятность, что скалистость или песчаность продолжится. На рынке, кстати, примерно также, но если следующий километр не будет похож на предыдущий - робот сольется в говно, а человек может успеть адаптироваться, а может и вообще ожидать качественного изменения характера рынка в силу каких-то причин :)
reclusory
Dec. 12th, 2013 12:37 pm (UTC)
это шедевральный пост! апплодирую стоя!
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

доллар зеленый
trader_notes
trader_notes

Latest Month

March 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars